Союз семи славянских племён
Союз семи славянских племён
(«Семь родов» или «Семь племен») — межплеменное объединение славян в VII в. на балканском
полуострове, ставшее ядром будущего государства — Первого болгарского царства, и
болгарского народа[1].
География
Самой крупной Славинией на
балканском регионе, по мнению Г. Г. Литаврина, была под названием «Семь родов»
или по другому «Семь племен»[2]. Эта Славиния находилась в Мизии и Малой
Скифии[3]. Заселение этих земель славянами началось после 602 г.[4] Однако,
согласно Феофану Исповеднику, после покорения их булгарами в 679/680 г. они были
расселены: «Покорив из живущих там племен славинов так называемые семь родов,
северов булгары расселили от начала ущелья Берегава до восточных областей, а на
юге и на западе до Аварии — остальные семь родов, которые платили им
дань»[5].
История
Наименование «Семь родов» или
«Семь племен» является самоназванием, которое отражало первоначальное число при
объединении, но не реальное число родов к 679 г.[2] Имеется предположение, что
это межплеменное объединение славян заключило с Византийской империей договор и
стало ее союзником — «федератами», обязавшись за определенную плату охранять
границы Византии в основном от аваров[6]. По сведениям из Хронографии Феофана в
679/680 г. булгары покорили их и обязали платить дань[7]. Однако у патриарха
Никифора славяне после их покорения стают охранителями границ областей, которые
были завоеваны булгарами: «Они подчиняют живущие поблизости славинские племена и
одним из них поручают охранять [области], принадлежащие к аварам, другим —
смотреть за соседними с ромеями [землями]»[8].
На тот момент для зарождающего
болгарского государства не только Византийская империя представляла угрозу, но и
авары были опасными, поэтому укрепление границ было логичным для булгар. Это
дает возможность предполагать союзнические отношения между славянами и
булгарами, и даже самостоятельность некоторых славянских племен[9]. Однако
вопрос о союзнических или даннических отношениях между славянами и булгарами так
и не решен положительно[10].
Упоминание у «Баварского географа»
Л. Нидерле высказал гипотезу, что упоминаемое у «Баварского географа» славянское
образование Эптарадицы (Eptaradici) является отражением сообщения Феофана о семи
славянских племенах[11]. К этой гипотезе А. В. Назаренко сделал дополнение.
Согласно ему, Eptaradici — это «гибридный» греко-славянский этноним исходя из
греч. ???? «семь» + слав. *rodь—ci, обозначавшее группу нижнедунайских славян,
упоминаемых Феофаном[12]. Были и противники такого сопоставления[13].
Примечания
- [1] Нидерле Л. Славянские
древности. — М.: Изд—во иностранной литературы, 1956. — С. 86.
- [2] Литаврин Г. Г. Формирование
этнического самосознания болгарской народности (VII — первая четверть X в.) //
Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего
средневековья. — М.: Наука, 1982. — С. 52.
- [3] Иванова О. В., Литаврин Г.
Г. Славяне и Византия // Раннефеодальные государства на Балканах VI—XII вв. —
М.: Наука, 1985. — С. 87.
- [4] Литаврин Г. Г. Формирование
и развитие болгарского раннефеодального государства (Конец VII — начало XI в.)
// Раннефеодальные государства на Балканах VI—XII вв. — М.: Наука, 1985. — С.
133.
- [5] Чичуров И. С.
Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий»
Никифора: Тексты, перевод, комментарий. — М.: Наука, 1980. — С. 62.
- [6] Литаврин Г. Г. Формирование
и развитие болгарского раннефеодального государства (Конец VII — начало XI в.)
// Раннефеодальные государства на Балканах VI-XII вв. — М.: Наука, 1985. — С.
134.; Павлов П. Българското Средновековие познато и непознато. — Велико Търново:
Абагар, 2008. — С. 43.
- [7]
Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана,
«Бревиарий» Никифора: Тексты, перевод, комментарий. — М.: Наука, 1980. — С.
62.
- [8] Чичуров И. С.
Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий»
Никифора: Тексты, перевод, комментарий. — М.: Наука, 1980. — С. 162.
- [9] Златарски В. История на
българската държава през средните векове. — София: Наука и изкуство, 1970. — Т.
I. Ч. I. — С. 201.; Ковачевић Ј. Аварски каганат. — Београд: Српска књижевна
задруга, 1977. — С. 89.; Литаврин Г. Г. Формирование и развитие болгарского
раннефеодального государства (Конец VII — начало XI в.) // Раннефеодальные
государства на Балканах VI-XII вв. — М.: Наука, 1985. — С. 141—143.; Божилов И.,
Гюзелев В. История на България. — София: Анубис, 1999. — Т. I. — С. 91.
- [10] Коледаров П. Политическа
география на средновековната Българска държава. — София: Българската Академия на
науките, 1979. — Ч. 1. — С. 10, комм. 32.
- [11] Нидерле Л. Славянские
древности. — М.: Изд—во иностранной литературы, 1956. — С. 86, комм. 2.
- [12] Древняя Русь в свете
зарубежных источников: Хрестоматия / Сост., пер. и коммент. А. В. Назаренко. —
М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — С. 27, комм. 9.
- [13] Свод древнейших письменных
известий о славянах. — М.: Восточная литература, 1995. — Т. II. — С. 315.
Джерело:
http://www.aurora.mybb2.ru/viewtopic.php?t=1602